Описание
Древнейшая история
Библейский Арарат - священная гора армян
Библейский Арарат - священная гора армян
Первое государство на территории Армянского нагорья — государство Урарту, возникшее около 860-е гг. до н. э. и павшее около 580-е гг. до н. э. Как показывают клинописные урартские надписи, урарты по языку были кавказцы; их язык ближайшим образом был родственен хурритскому, а из современных чеченскому. Государство Урарту было разрушено мидийцами, и с тех пор на территории Армянского нагорья длительное время политически господствуют иранцы (мидийцы, потом персы), оказавшие в культурном и даже религиозном отношении решающее влияние на древних армян.
Носители армянского языка появились с запада, с территории Малой Азии, как полагают около XII в. до н. э.[источник?], когда в регионе происходили великие переселения народов. Первоначально они осели на западе и юго-западе исторической Армении, в областях, получивших позже названия «Малая Армения» и «Софена» (Цопк), то есть к западу и северо-западу от современного г. Диярбекир. В VII в. до н. э. там возникает небольшое армянское государство, которое у греков было известно как «Милитена» (по названию столицы), а в Библии упоминается как «Дом Тогармы» (ивр. בית תוגרמה, арм. Տորգոմ, Торгом) (Быт.,10,3; Иезек. 27, 14; 38,6; I Пар.,1,6). Оно было завоевано мидийским царем Киаксаром (Увахшатра) примерно в одни годы с Урарту. Название «Армения», которым сами армяне никогда не пользуются, дано стране южными соседями — арамеями и иранцами (персами и мидийцами) по имени одной пограничной области Урарту, которая в свою очередь получила его потому, что была населена главным образом арамеями. Сами же армяне называют свою страну «Хайк» (арм. Հայք — Hayq). Процесс арменизации нагорья известен мало. Ксенофонт, прошедший через Армянское нагорье в 401 г. до н. э. и описавший его, знает армян лишь как одно из племен этого района; остальное население, видимо, говорило на кавказских языках. Страбон на рубеже нашей эры уже отмечает, что все население Армянского царства «говорит на одном языке».
Армения при персах.
Первые упоминания об Армении встречаются в клинописях персидского царя Дария I, правившего в 522—486 гг. до н. э., также у Геродота (V в до н. э.) и у Ксенофонта (V в до н. э.), который в своем сочинении «Анабасис» описал отступление греков через Армению к Черному морю в 400 − 401 гг. до н. э.
В «Киропедии» Ксенофонт повествует об армянском царстве VI в. до н. э., подчиненном Мидии, но стремившемся к независимости. Царь Армении не назван по имени, но упомянуты его сыновья — Тигран (товарищ Кира) и Сабарис, военачальник Эмбас; отмечены немалые богатства и военные силы царства. Кир, тогда еще мидийский полководец, приводит Армению к повиновению мирным путем и даже регулирует ее отношения с северо-западными ее соседями — халдами (халибами). В дальнейшем Кир опирается при свержении Мидийского и основании собственного царства также на армянские войска во главе с Тиграном.
Сведения Ксенофонта в некоторой степени совпадают с сообщениями Моисея Хоренаци о союзе Кира с армянским царем Тиграном, сыном царя Ерванда, направленным против Мидии.
Тем не менее, эти данные подвергаются сомнению. Дело в том что «Киропедия» — не историческое сочинение, а политико-дидактический роман, в котором от истории нет ничего, кроме имен нескольких персонажей. Указания Мовсеса Хоренаци также следует принимать с осторожностью, так как они построены на произвольном толковании народных песен, легенд и указаний известных Мовсесу греко-римских авторов (а о Тигране, герое Ксенофонта, Мовсес безусловно знал, хотя бы из вторых рук). Приводимые Мовсесом песни, которые он относит к «Тиграну Древнему», скорее всего посвящены Тиграну Великому. Наконец, и имена «Тигран» и «Ерванд» — не армянские, а иранские (Тигран, родственник персидского царя, упоминается например Геродотом). Все это делает предположения о существовании «царства Тиграна Древнего» крайне